Автор сайта Мои публикации Обращение к преподавателям
Тесты Курсы повышения квалификации
Этикет в подготовке специалиста дошкольного профиля Внедрение этикета в жизнь общества



Статья опубликована в сборнике научно-практических статей "Языки и культуры ребенка",
посвященном материалам конференции, проходившей в Хельсинки в 2010 г.

И.Н. Курочкина

Сайт создан в системе uCoz

Сайт создан в системе uCoz

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

        Тема, затронутая нами, нацеливает на один из путей успешной реализации задачи усвоения русского языка. Речевой этикет, как известно, включает в себя совокупность поведенческих правил, соблюдение которых позволяет человеку демонстрировать уважительное отношение к людям. Мы убеждены, что поведенческая демонстрация, нацеленная на проявление искреннего чувства добра и уважения, позитивна, поскольку она способствуют построению доброжелательных взаимоотношений.
       Владеть речевым этикетом – значит:
       – знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;
       – осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
       – обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;
       – соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.
       Ребенку, как известно, приходится за краткое, однако весьма насыщенное время дошкольной жизни усвоить родную речь. Он овладевает ею, когда слушает речь взрослых людей, разговаривает с ними, когда принимает на себя окружающий быт и пытается этот быт преобразовать для собственного существования, когда играет со сверстниками и взрослыми, когда участвует в детсадовских занятиях по любой тематике. Словарный запас старшего дошкольника может дойти до 4-х тысяч слов. Надо так вести работу по обогащению словаря, чтобы дошкольник воспринимал значение нового слова, понимал, в каких ситуациях и речевых конструкциях это слово можно применять. Происходит освоение грамматического строя родного языка. В речи употребляются предложения сложных форм, выделяются основные и придаточные предложения. Развивается мышление, которое всегда связано со словом. Конечно, на развитие речи ребенка накладывает отпечаток людское и предметное окружение, различные виды деятельности и конкретные действия, приобретенные знания и умения, явления семейного и общественного порядка, а также жизненный опыт. Раскрывая причинные, целевые, следственные связи между явлениями, старший дошкольник использует слова, характеризующие эти связи, а именно: он объясняет, почему возникло явление, для чего оно существует, что произойдет, если оно будет развиваться тем или другим способом. В отличие от пятилетнего ребенка, способного обнаружить ошибку в речи, но еще не сознающего причины этой ошибки, старший дошкольник пытается определить причину. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает «языковое чувство». Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности.
       Воспитателю, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к следующему этапу своей жизни, а именно к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, А.М. Леушина, О.С. Ушакова и др. Эти требования необходимо указать, чтобы связать в единую нить два вопроса – развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета. К ним относятся:
         1. четкая дикция и правильное произнесение слова;
         2. выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;
         3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;
         4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т.п.);
         5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
         6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
         7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;
         8. умение доказательно обосновывать свои утверждения.
       Содержание речевого этикета, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни. Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему приходится благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также просить о помощи либо услуге. Он способен увидеть достоинства друзей и близких людей и сказать им об этих достоинствах.
       Основные правила речевого этикета, с которыми мы знакомим дошкольника:
         1. Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие. При этих словах, произносимых четко и громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова предназначены. Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда приходишь в детский сад; всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик.
         2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест.
         3. Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь. Выходя из-за стола после еды, надо поблагодарить всех, кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, вместе с тобою ел.
         4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку. Однако нельзя просить все время, надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться.
         5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста, чтобы показать тому человеку, которому так отвечаешь, что ты с удовольствием оказываешь услугу и с радостью помогаешь ему.
         6. В ответ на благодарность за угощение можно ответить: На здоровье. Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым.
         7. Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и смотреть тому, кого хвалишь, в глаза.
         8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
         9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: кто так обзывается, тот сам так называется.
         10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.
       Мы предложили основные правила речевого этикета, с которыми надо знакомить дошкольника. Конечно, есть и другие правила, без которых речь ребенка, как и взрослого человека, не может характеризоваться как речь того, кто проявляет к людям уважение, желает им нравиться. Однако все остальные правила, в той или иной степени, отталкиваются от обозначенных нами правил. Правила речевого этикета не должны сразу «обрушиваться» на маленького человека. Предстоит долгая и продуманная работа, благодаря которой дошкольник их усваивает. А поскольку ребенок находится в пространстве слова, то у него развивается речь.
       Как же происходит в процессе обучения детей правилам речевого этикета развитие речи дошкольника? Для ответа на этот вопрос мы обратились к практике педагогической работы студентов вечернего и заочного отделения, совмещающих обучение в вузе с педагогической деятельностью, и с их помощью выявили следующее.
       Обучая детей технике произнесения формулы речевого этикета, например приветствия, комплимента, благодарности, воспитатель добивается, чтобы дети произносили эти слова четко и достаточно громко. Постоянная работа над тем, чтобы ребенок говорил и был услышан, помогает выработке у детей четкой дикции и правильного произнесения слова.
       Для работы над выразительностью речи хорошо помогают стихотворения. Обсуждая с детьми вопросы поведения, мы выразительно читаем стихотворения, в которых говорится о том, как надо вести себя и как ведут себя люди. Ребенок, например, изучая правила приветствия, прослушал стихотворение В. Кривошеева «Доброе утро!»:
                   Придумано кем-то
                   Просто и мудро
                   При встрече здороваться:
                   – Доброе утро!
                   Доброе утро! –
                   Солнцу и птицам.
                   – Доброе утро! –
                   Улыбчивым лицам.
                   И каждый становится
                   Добрым, доверчивым…
                   Доброе утро длится до вечера.
Ребенок закрепил поведенческое правило, его нравственную основу. Однако воспитатель идет дальше, желая, чтобы дети смогли сами прочесть стихотворение, в котором ненавязчиво говорится о необходимости приветственных слов. Начинается совместная работа педагога и воспитанников над выразительным исполнением – над интонацией, паузами, темпом и громкостью чтения.
       Такая тщательная работа, которая нацелена на то, чтобы эмоционально воздействовать на дошкольника в процессе обучения поведенческим правилам, приведет и к тому, что он «наберется» выразительности от поэтической речи и перенесет ее в речь бытовую.
       Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, речевой этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы способствует развитию словарного запаса детей. Они не только узнают новые слова и познают их значение. Они начинают понимать целесообразность произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в органичную часть своей речи. Осознают, что речь, как отмечает А.Н. Веракса, – это не столько набор произносимых слов, сколько умение строить с их помощью общение (Современное дошкольное образование, № 1, 2009). С помощью слова, убеждены мы, формируется личность человека.
       Осваивая правила речевого этикета, дошкольники осознают красоту и величие слова. Воспитатель обращает внимание детей на то, почему слова, заключенные в речевые конструкции, надо говорить обязательно, и почему слова, которые дети могут охарактеризовать как злые, дурные, мешающие речи, говорить не следует. Так мы постепенно убираем из детской речи слова-паразиты, грубые и матерные выражения.
       Обучение детей конструкциям комплимента, извинения, просьбы, благодарности не только попутно вводит их в словарь детей. Мы читаем детям художественные произведения, рассказываем сказки, предлагаем пересказать тот или иной текст. Например, известный рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово», в котором Павлик узнал о силе слова пожалуйста, закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему. С детьми можно обсудить и то, как часто следует прибегать к слову пожалуйста, чтобы оно не стало манипулятором в отношениях ребенка с людьми. Кроме того, мы предлагаем детям пересказать рассказ, составить на ту же тему свой рассказ. Такая работа ведет к употреблению детьми многосложных предложений, к научению пересказывать произведения, а также составлять собственные рассказы и сказки.
       Обучение дошкольников правилам диалогического общения, в котором надо уметь задавать собеседнику вопросы и отвечать на его вопросы, происходит разными путями. При освоении правил речевого этикета педагогу важно определить, что ребята поняли, усвоили, насколько этикетные правила стали для них основой в поведении. Один из способов – беседа с детьми. Воспитатель, беседуя с ребенком, задает ему вопрос и требует от него полного и правильного ответа. Воспитатель становится образцом собеседника. Другой путь – обыгрывание разнообразных ситуаций диалогического общения детей, в которых необходимы формулы речевого этикета. Например, при обучении правилам разговора по телефону мы предлагаем детям следующие задания: пригласи подружку к себе на день рождения; узнай, пойдет ли друг гулять; узнай у бабушки, как она себя чувствует.
       Мы вводим в обиход детей речевые формулы этикета, учим их способам проявления доброжелательного и уважительного отношения к людям. Однако надо также научить их доказательно и разумно отстаивать свои мнения и желания, обосновывать свои утверждения. Здесь подойдут такие упражнения: объясни маме, почему ты нарушил договор с ней и не убрал игрушки на место; договорись с дедушкой о прогулке в зоопарк; обсуди с папой, какой подарок вы можете сделать маме ко дню рождения; убеди бабушку в том, что тебе необходима новая игрушечная машина.
       Правила речевого этикета необходимы для построения взаимоотношений людей. Ребенок дошкольного возраста, усвоив эти правила и приняв их как руководство к действию, не заканчивает свое обучение. Оно продолжится в школьной жизни и после школы. Каждый раз появление новой ситуации, нового жизненного условия ведет к новому, более глубокому познанию этикетного правила. В дошкольном возрасте ребенок познает азы правильного речевого поведения, а вместе с ними у дошкольника идет важнейший процесс развития речи.

Сайт создан в системе uCoz


Главная страница