Автор сайта Мои публикации Обращение к преподавателям
Тесты Курсы повышения квалификации
Этикет в подготовке специалиста дошкольного профиля Развитие речи у дошкольников в процессе обучения правилам речевого этикета



И.Н. Курочкина

Сайт создан в системе uCoz

ВНЕДРЕНИЕ ЭТИКЕТА В ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

        Проблема внедрения этикета в жизнь современного общества имеет многоаспектный характер.
       Первый аспект касается создания в обществе таких условий, при которых этикетность стала бы эталоном общественного поведения, и каждая личность стремилась бы к этому эталону, вне зависимости от того, в какой ситуации или социальной группе оказалась. Тогда этикет, созданный для совершенствования межличностных отношений, станет позитивно влиять на эти отношения, способствовать личностно-ориентированному общению, при котором каждый его участник ориентирован на другого и получает от общения удовольствие и позитивный настрой. Благодаря соблюдению правил этикета даже в трудном разговоре, в котором спорят носители разных точек зрения, даже в сложной ситуации, из которой желательно выбраться с достоинством, даже при волнении и несогласии можно разрешать возникшие сложности и оставаться приятным собеседником, партнером, коллегой, компаньоном и т.п.
       Что мешает осуществлению такой позиции? Прежде всего, непонимание сути и значения этикета в общественной и личностной жизни. Это непонимание пытаются преодолеть философы, историки, педагоги, исследуя этикет с различных сторон, определяя его как необходимое общественное явление, закономерно возникшее в определенных условиях развития общества. Специалисты по этикету, находясь в непрерывном научном поиске, выступают в периодической печати, проводят научные исследования, пишут популярные статьи.
       О значении и содержании этикета написано много книг, его изучают в различных учебных заведениях, он стал предметом научных исследований. Среди серьезных специалистов, исследующих этикет с различных сторон, – Абзалова О.А., Байбурин А.К., Балакай А.А., Волченко Л.Б., Воронецкая О.С., Гольдин В.Е., Мамина Р.И., Панкеев И.А., Топорков А.Л., Тупикова С.Е., Формановская Н.И. и др.

       Внедрен ли этикет в жизнь современного общества? Ответим на этот вопрос утвердительно. Наше исследование показало: современная личность, активно действующая в деловом мире, показывает готовность к соблюдению этикета. Но, к сожалению, у большинства таких личностей отсутствуют знания, необходимые для полновесного соблюдения этикета. Возникло формализованное понимание этикета, упускающее важнейшую – нравственно-моральную – сторону этого поведенческого порядка. Не осознано, что этикет создан для проявления и демонстрации окружающим людям уважения к ним, для создания доброжелательной и приятной обстановки общения.

        Второй аспект связан с профессиональной подготовкой педагогов. Современному педагогу необходимо знание этикета, которое понимается нами как овладение его сущностью и содержанием, осознание его значимости для развития общества и личности, для осуществления педагогической деятельности, овладение его правилами в той степени, в которой можно выбрать эффективную поведенческую позицию в той или иной педагогической ситуации. Проводя исследование, мы убедились в следующем: общество нуждается в педагоге, способном применять в профессиональной деятельности этикет, но в педагогических вузах отсутствует качественная подготовка, направленная на овладение правилами этикета и использование его воспитательного потенциала.

        Мы убеждены в необходимости введения этикета как учебной дисциплины в профессиональную педагогическую подготовку. В содержание такой дисциплины необходимо включить два равнозначных направления, одно из которых раскрывает суть современного этикета, второе – методы, приемы, условия обучения детей его правилам.

       Решается ли этот вопрос в педагогических учебных заведениях? Да, в ряде педагогических вузов либо есть такая учебная дисциплина, либо он дается будущим педагогам на факультативных занятиях. На факультете дошкольной педагогики и психологии МГПУ студенты получают знание этикета в полном объеме: и в основном учебном курсе, и в дисциплинах по выбору, и на факультетских занятиях. Мы руководствуемся научными исследованиями, в которых раскрываются как содержание, так и особенности курса этикета в педагогических и других учебных заведениях. Это исследования Бабич К.А., Бочаровой Т.И., Ивашкиной О.В., Найбауэр А.В., Остроуховой М.В., Суленевой Н.В., Филипповой Л.В. и др.

       Третий аспект нацеливает нас на внедрение этикета в педагогическую деятельность. Исследование этого направления дало следующие результаты: педагоги, а мы занимались обследованием специалистов дошкольного профиля, осознали необходимость внедрения этикета в педагогическую деятельность, но у большинства из них отсутствует реальная возможность для наполнения этой деятельности этикетным содержанием.
      Педагог призван быть источником культуры поведения, деятельным проводником, но он не вполне готов к выполнению этой роли: недостаточны его знания о сущности и содержании этикета, его собственное поведение нередко не отражает современных требований общества, он не владеет психолого-педагогическими основами введения этикета в жизнь ребенка.

       В разрешении этого вопроса необходимо обратиться к выявлению связи культуры поведения и этикета.
       Культура поведения представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность принимаема обществом и сама принимает это общество.
       В этикете заложена техника поведения, потому владение правилами этикета повышает уровень культуры поведения личности, вне зависимости от того, в какой сфере деятельности эта личность развивается. Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, которая соответствует требованиям современного общества, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие. Только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы – воспитателей, учителей, преподавателей - вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.

       Четвертый аспект, тесно связанный с предыдущим, раскрывается в обучении подрастающего поколения правилам этикета. Поскольку мы работаем над проблемой воспитания культуры поведения у дошкольников, то именно для педагогов дошкольного профиля разрабатываем систему обучения детей правилам этикета. В настоящее время существует несколько научных исследований, прямо выходящих на данное направление. Это исследования, касающиеся обучения правилам этикета детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста (Белашова Л.А., Евграфова М.Г., Коробкова О.Ф., Халезова Н.А.).
       К исследованиям по обучению правилам этикета, несомненно, следует добавить психолого-педагогические исследования по воспитанию у детей культуры поведения, по организации нравственного воспитания (М.И. Лисина, Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б., Якобсон С.Г.; Буре Р.С., Виноградова А.М., Козлова С.А., Маркова Т.А., Нечаева В.Г., Петерина С.В., Сушкова И.В. и др.).

       Пятый аспект проблемы внедрения этикета связан с его введением в управленческую деятельность руководителей педагогических учреждений. В обществе возникла острая потребность в высококлассных управленцах образования, обязанных в целях эффективного развития своих образовательно-воспитательных учреждений соблюдать деловой и управленческий этикет. На наш взгляд, отсутствие в программах подготовки студентов педагогических вузов учебной дисциплины «Деловой этикет» существенно снижает уровень этой подготовки. Не зря в последнее десятилетие появились исследования, связанные с культурой управленческой деятельности в образовании (Н.В. Бурмакина, С.А. Езопова, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк и др.) Многие ученые и практики отмечают не только нравственный характер управленческой культуры, но и ее воспитательный характер. К сожалению, недостаточно внимания уделяется роли этикета в управленческой культуре.
       Из всего вышесказанного следует: современному педагогу необходимо владение этикетом.
       Но в использовании этикета наблюдаются ярко выраженные негативные проявления. Во-первых, это бездумное соблюдение правил этикета. Его соблюдают потому, что это сейчас принято, модно или выгодно. Во-вторых, происходит противоположное: соблюдение правил этикета, и сам этикет отвергаются под предлогом того, что это лишь техника, способная привести к неестественности в отношениях с людьми, на самом же деле важны только нравственные нормы и принципы. Носители обеих точек зрения не увидели нравственно-моральной основы этикета.
       Выявленные негативные явления, полагаем мы, исчезнут с развитием знания о сущности этикета, с осознанием его целесообразности и разумности. А для этого в профессиональную подготовку педагога необходимо, во-первых, ввести специальную учебную дисциплину, содержанием которой будет и этикет, и теоретические основы обучения детей его правилам.
       Во-вторых, в ходе профессионального обучения надо создать такие условия, чтобы студент в процессе познания азов профессии наблюдал нравственное, эстетичное и этикетное поведение преподавателей вуза, наглядно видел, что соблюдение этикета отражает внутреннюю сущность педагога, показывает (детям, родителям, студентам, коллегам) позитивное отношение преподавателя к окружающим людям, его готовность к личностно-ориентированному общению, проявлению педагогического такта.

       Значительная роль этикета в жизни современного общества, а также в педагогической деятельности, объясняется рядом выполняемых им функций: регулятивной, опознавательной, идентификационной, коммуникативной, этической, эстетической, воспитательной. Эти функции могут активно использоваться субъектом педагогической деятельности.
       Этикет является регулятором поведения, и, следовательно, педагог может выбрать наиболее успешную линию поведения, а также ориентироваться на возможные варианты поведения детей и взрослых людей. Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Современное педагогическое учебное заведение, будь то детский сад, школа, колледж или университет, является открытой образовательно-воспитательной системой, доступной различным по многим характеристикам людям (национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и т.д.). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим образом в той или иной группе детей и взрослых людей.

       Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает личности технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.
       Формально-организационная основа этикета обнаруживается в наглядном проявлении личностью уважения и доброжелательности к людям, в выполнении для этого ряда общепринятых поведенческих операций, в придании нравственному требованию уважения конкретной поведенческой формы. Когда мы говорим о любви, уважении, доброжелательности, мы говорим о нравственном отношении и нравственных качествах личности. Когда же мы задумываемся, как внешне проявить нравственное отношение, на помощь приходят правила этикета. Например, ребенок видит, что педагог, входя в классную или групповую комнату, здоровается с детьми первым, так подкрепляется знание этикетного правила: первым здоровается тот, кто входит в коллектив. Но и поздороваться педагогу с воспитанниками надо так, чтобы настроить их на доброжелательное восприятие окружающего мира, а значит, улыбнуться, и ни в коем случае не допустить в момент приветствия хмурого взгляда. Смотреть на детей так, чтобы у них возникало ощущение доверия и радости от встречи с педагогом, и чтобы они тоже видели: он, как и они, рад этой встрече. В данном случае мы говорим о технологии поведения педагога, через которую демонстрируется его нравственное отношение к людям.

       Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением позитивное эстетическое переживание и способствуя тем самым эстетическому развитию общества, формированию эстетики чувств.

       Мы провели опросы среди педагогов дошкольного профиля (1108 чел.) и родителей воспитанников дошкольных учреждений (1962 чел.). 92 % респондентов отметили необходимость этикета и обучения детей его правилам. В то же время осмысление этикета как общественного явления, приоритетности его морально-нравственной стороны показали только 11 % работников дошкольных учреждений. Эти данные нацеливают нас на дальнейшее исследование проблемы, причем не только в теоретическом плане, но и в практическом поле.
       В течение многих лет мы работали над раскрытием сущности, структуры, содержания, основных принципов и общественных функций этикета, вооружили педагогов разного профиля (воспитателей, учителей, преподавателей средних и высших учебных заведений) программами и учебными пособиями, в которых раскрыли содержание этикета и основы обучения детей, подростков, студентов его правилам. Нами написаны монографии, учебные и методические пособия, статьи и программы, которые нацеливают на серьезную и разнообразную работу по проблеме.

       В целом, можно отметить, что проблема внедрения этикета в жизнь общества активно решается, но впереди еще огромное поле деятельности. Например, в последнее время мы обратили внимание на значение произведений художественной литературы в обучении детей правилам этикета.
       Мы поставили перед собой ряд вопросов.
Раскрываются ли правила этикета в произведениях детской литературы?
Как освещаются в литературе особенности поведения детей?
Как способствует усвоению поведенческих правил чтение произведений, авторы которых не ставят целью обучение детей этим правилам?
Каков механизм воздействия литературы на культуру поведения детей?
       Противоречие, которое кажется нам лежащим на поверхности, кроется в отношении к литературе как к прикладному материалу для решения конкретных педагогических задач. Педагоги, справедливо убежденные в воспитательной силе детской литературы, подчас бездумно используют ее в воспитательных целях, чем наносят вред ребенку, вынужденному в каждом художественном слове видеть одну лишь морализацию.
       Известно, что детская литература воспитывает в детях такие чувства как сострадание, сопереживание, милосердие, формирует качества, необходимые для общежития. Восприятию ребенком нравственной основы поведенческих правил способствуют как содержательная сторона произведения, так и богатая образность текста. Место детской литературы в обучении правилам этикета определяется, во-первых, содержанием произведений. Написанные о детях и для детей, они заставляют дошкольника проникнуть в глубину человеческих отношений. Правила этикета не раскрываются впрямую, тем не менее, размышляя над событиями, описанными в произведении, переживая их эмоционально, ребенок осознает разумность поведенческих правил. Включая в педагогическую работу произведения разных литературных жанров, воспитатель делает эту работу значительно более эффективной: яркой, эмоциональной, действующей на умы и сердца воспитанников. Произведения детской литературы показывают взрослым, педагогам и родителям, особенности поведения дошкольников. С одной стороны им свойственна спонтанность поступков, желание поступать так, как хочется, но с другой стороны, мы видим развитие у старших дошкольников нравственного сознания, влияющего на их поведение. Наконец, детская литература способствует процессу социализации дошкольников: из ее произведений ребенок узнает жизнь, значительно расширяя свои представления о людях и отношениях.
       Противоречие, на которое мы указали, может быть разрешено при тщательной работе педагога как над определением механизма воздействия литературного текста на ребенка, так и над технологией использования литературного произведения в воспитательных целях. Начало этой работы, убеждены мы, лежит в плоскости глубокого изучения самой детской литературы.

       Таким образом, несмотря на разработанность проблемы «Этикет и воспитание у детей культуры поведения», эта проблема требует дальнейшего тщательного исследования, определения новых ее аспектов, выявления новых противоречий и их последующее разрешение.

Сайт создан в системе uCoz


Главная страница