Автор сайта Мои публикации Обращение к преподавателям
Тесты Курсы повышения квалификации
Внедрение этикета в жизнь общества Развитие речи у дошкольников в процессе обучения правилам речевого этикета



И.Н. Курочкина

Сайт создан в системе uCoz

ЭТИКЕТ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

       Данная тема имеет два аспекта рассмотрения.
       Во-первых, это значение этикета в профессиональной подготовке молодых специалистов. Исходя из потребностей общества, следует определить содержание обучения студентов. Ясно, что для будущего педагога необходимо знание этикета, которое понимается нами как овладение его сущностью и содержанием, осознание его значимости для развития общества и личности, для осуществления педагогической деятельности, овладение его правилами в той степени, в которой можно выбрать эффективную поведенческую позицию в той или иной ситуации. В содержание учебной дисциплины необходимо включить два равнозначных направления, одно из которых раскрывает суть современного этикета, второе – методы, приемы, условия обучения детей его правилам.
       Во-вторых, необходимо определить основы обучения студентов, включая формы, условия, методы и приемы работы с ними. Известно, что всегда в воспитании огромную роль играет образ педагога: его знания и профессиональные качества, сочетаемые с нравственной основой, поведенческой позицией. Вузовский преподаватель, желает он того или нет, является сильным наглядным примером для будущего педагога. Потому, убеждены мы, любому преподавателю педагогического вуза также необходимо владение этикетом и его соблюдение.

       Опираясь на оба аспекта, обратимся к рассмотрению проблемы.
       Определение роли этикета в подготовке специалиста дошкольного профиля требует, прежде всего, рассмотрения основных поведенческих явлений и понятий, таких как: поведение, культура поведения, поведенческая культура, этикет.

       Несомненно, что поведение, являясь образом жизни и действий, обусловливается рядом особенностей человека: его характером и темпераментом, потребностями, взглядами, убеждениями, вкусами, привычками и пожеланиями. Личность, способная контролировать свое поведение и соответствовать общественным требованиям, обладает культурой поведения. Этот взгляд вполне соответствует утверждению Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, выявивших закономерность развития культуры поведения. Каждой исторической ступени в овладении силами природы, писали они1, соответствует ступень в овладении человека своим поведением. Активно приспосабливаясь к среде, изменяя природу, вырабатывая регулятивный принцип поведения, человек подчинял своей власти собственные психические процессы, иными словами, формировал свою культуру поведения.
       Культура поведения соотносится с поведением личности и представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность принимаема обществом и сама принимает это общество.

       Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.

       Нередко синонимом культуры поведения определяют поведенческую культуру. Мы разводим эти понятия.
       Поведенческая культура охватывает поведение в аспекте многовекового общественного развития и включает в себя совокупность всех поведенческих явлений, выработанных человечеством. Начало ее формирования относится ко времени появления человеческого общества, о чем имеется немало сведений. Известно, что нарушение заведенного поведенческого порядка в первобытные времена строго каралось, вплоть до исключения нарушителя из рода и племени. С появлением государства возникло требование неукоснительного соблюдения принятого порядка при дворе монарха, при выполнении посольской миссии. Формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той или иной социальной группы: священнослужителей, дворян, купцов, ремесленников, студентов. Поведенческие правила первоначально передавались устно и в практическом соблюдении обрядов и традиций, а затем и в специальных изданиях. Уже в середине III-го тысячелетия до н.э. в Древнем Египте была составлена «Инструкция по поведению», о содержании которой мы можем только догадываться, поскольку до нас дошло лишь ее название.
       Первыми компонентами поведенческой культуры являлись обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Постепенно формировались этические и эстетические поведенческие нормы. Во времена средневековья человек рассматривался как создание Господа, но создание ничтожное, полностью зависимое от божественной воли и обязанное, отказавшись от радостей жизни, молиться и прославлять Создателя. В эпоху Возрождения сформировалось, прежде всего, в Италии, новое отношение к человеку как великому творению Господа, давшего человеку способности и таланты, силу и ловкость, ум и стремление к познанию. Человек, неустанно развивавший в себе эти качества, считался достойным уважения. Так в западноевропейском обществе возникла потребность в проявлении посредством поведения уважения к достоинству человека. На основе опыта, уже накопленного поведенческой культурой, создавались поведенческие правила, суть которых заключалась в демонстрации уважения к человеку, в создании условий для приятного общения, в демонстрации желания и потребности нравиться окружающим людям.

       В XVII веке во Франции такой поведенческий порядок стал называться «этикетом» (etiquette). Это слово быстро распространилось не только во французском обществе, но и в других странах. Так, в разных странах складывался этикет, имевший, с одной стороны, общеевропейские черты, но с другой стороны, обладавший чертами, берущими начало в народных обычаях и традициях.
       В России этикет начал формироваться в начале XVIII века на основе сочетания русских обычаев и традиций с правилами европейского этикета. Во второй половине того же века этикет в нашей стране был распространен среди дворянского сословия и характеризовался как такой порядок поведения, который строится на основе благопристойности, учтивости и приятности обхождения.
       Появление в России нового поведенческого явления привело к развитию двух направлений в поведенческой культуре:
1. народное, социальный лагерь которого составляли широкие слои населения, соблюдавшие народные обычаи и традиции;
2. этикетное, присущее столичному дворянству.
       Социальный лагерь этикетного направления постоянно расширялся: к концу XVIII века за счет провинциального дворянства, в XIX веке – за счет разночинцев, мещан, буржуазии. Все больше внимания уделялось внешней стороне поведения, формально-организационной, оторванной от нравственных основ. Тем не менее, в этикетном направлении всегда существовал эталон поведения, характеризуемый сочетанием красивых манер и внешности с внутренним высоконравственным содержанием.

       Итак, этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.
       У нас есть все основания для утверждения, что этикет, являясь компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным людям.

       Поведенческая культура и культура поведения находятся в тесной взаимозависимости. Содержание поведенческой культуры (ПК), как общественного установления, воздействует на культуру поведения отдельной личности (КПЛ). Член общества, хочет того или нет, обязан руководствоваться правилами, принятыми в обществе, поскольку нельзя, как известно, живя в обществе, быть от него свободным. Вместе с тем, поведение конкретного члена общества оказывает влияние на состояние поведенческой культуры, хотя это явно и не обнаруживается. Кроме того, в каждой социальной группе, например, среди педагогов, существуют свои поведенческие правила, которые мы ввели в понятие «культура поведения общественной группы» (КПОГ). Культура поведения группы воздействует и на все общество в целом, и на каждого члена группы, а также зависит от них. Мы представляем данную взаимозависимость в виде схемы. Схема

       Культура поведения педагога не только зависит от общественных устоев, но и оказывает на них воздействие. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы – воспитателей, учителей, преподавателей учебных заведений - также вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.

       Этикет тесно связан и с поведенческой культурой, и с культурой поведения.
       Он является компонентом поведенческой культуры, но компонентом наиболее высоким, вобравшим в себя черты других ее компонентов. Наличие этикета в обществе является показателем культуры общества, демонстрацией тех или иных нравственных и эстетических принципов.
       Несомненно также, что он является продуктом цивилизации. Немецкий исследователь цивилизации Н. Элиас, отмечал: личность формируется в процессе социального взаимодействия людей, но, вместе с тем, она «активно влияет на этот процесс, меняя границы между "я", "мы", "они"»2.
       Личности этикет необходим: владение этикетом свидетельствует о наличии у личности высокого уровня культуры поведения.

        Современному специалисту дошкольного профиля необходимо владение этикетом. Не бездумное его соблюдение просто потому, что так принято или выгодно; не отрицание этикета под предлогом, что это только техника, тогда как важны нравственные нормы и принципы. Необходимо знание сущности и содержания этикета, осознание его целесообразности и разумности. А для этого в профессиональной подготовке необходимо, во-первых, введение специальной учебной дисциплины, содержанием которой будет этикет и теоретические основы обучения его правилам детей дошкольного возраста. Во-вторых, надо, чтобы студент в процессе познания азов профессии наблюдал нравственное, эстетичное и этикетное поведение преподавателей вуза, наглядно видел, что соблюдение этикета отражает внутреннюю сущность педагога, показывает (детям, родителям, студентам, коллегам) отношение преподавателя к окружающим людям, его готовность к личностно-ориентированному общению, проявлению педагогического такта.

       Значительная роль этикета в жизни современного общества, а также в педагогической деятельности, объясняется рядом выполняемых им функций: регулятивной, опознавательной, идентификационной, коммуникативной, этической, эстетической, воспитательной. Эти функции могут быть использованы и субъектом педагогической деятельности. Этикет является регулятором поведения, и, следовательно, педагог может выбрать наиболее успешную линию поведения, а также ориентироваться на возможные варианты поведения детей и взрослых людей. Нередко соблюдение или отрицание студентами этикета дает преподавателю вуза дополнительные сведения об участниках процесса педагогической подготовки, например, принадлежность к той или иной социальной группе и национальности, представление о семье и семейном воспитании студента, уровне его образованности, настроя на общество, общественную жизнь и педагогическую профессию. Соблюдение этикета студентом и преподавателем способствует установлению успешных, нередко и доверительных, отношений между ними, что создает благоприятные условия для успешного воспитания педагога-дошкольника. Создаются условия для укрепления в студентах нравственного потенциала и эстетического восприятия жизни, людей, природы. Наконец, соблюдение этикета способствует совершенствованию личности, взявшей на вооружение правила, в которых проявляется уважение к людям и потребность самому быть приятным участником общения, как делового, так и личного.

       Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Современное педагогическое учебное заведение, будь то детский сад, школа, колледж или университет, является открытой образовательно-воспитательной системой, доступной различным по многим показателям людям (национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и т.д.). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим образом в той или иной группе детей и взрослых людей. Но для этого недостаточно изучения этикета на специальных занятиях. Он должен видеть, как поступает преподаватель, осуществляющий профессиональную подготовку, поступает ли он в соответствии с возникшей ситуацией, успешно ли строит свои отношения с коллегами и студентами, помогает ли ему соблюдение этикета добиваться успеха в педагогической деятельности.

       Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает педагогу технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.
       Формально-организационная основа этикета обнаруживается в наглядном проявлении человеком уважения и доброжелательности к людям, в выполнении для этого ряда общепринятых поведенческих операций, в придании нравственному требованию уважения конкретной поведенческой формы. Когда мы говорим о любви, уважении, доброжелательном отношении к людям, мы говорим о нравственном отношении, или нравственных качествах личности. Когда же мы задумываемся, как внешне проявить нравственное отношение, на помощь приходят правила этикета. Например, студент видит, что преподаватель, входя в аудиторию, здоровается со студентами первым, и узнает, что есть такое правило: первым здоровается тот, кто приходит к коллективу людей. Но и поздороваться преподавателю следует так, чтобы настроить студентов на доброжелательно-деловой лад, а значит, улыбнуться, не допустить хмурого или недовольного взгляда. Смотреть на студентов так, чтобы у них возникало ощущение доверия и радости от встречи с преподавателем, и чтобы они тоже видели: преподаватель, как и они, рад этой встрече. В данном случае мы говорим о технологии поведения преподавателя, через которую он демонстрирует нравственное отношение к тем, кто пришел к нему овладевать педагогической профессией.

       Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением позитивное эстетическое переживание и способствуя тем самым эстетическому развитию общества, формированию эстетики чувств.

       Перед обществом всегда стоит задача дальнейшего развития поведенческой культуры. Сегодня мы стремимся к преодолению острого конфликта, существующего между соблюдением этикета как высшего компонента поведенческой культуры и реальным поведением людей. Нередко этикетные правила в обществе не соблюдаются. Этому есть ряд причин. Первая - незнание этикета; вторая - нежелание его соблюдать, поскольку субъект не понимает его целесообразности для себя и других людей; третья - сознательное противопоставление себя общественным поведенческим установкам. Эти причины могут быть устранены при тщательной, систематической и целенаправленной воспитательно-образовательной работе педагогов разного профиля – от воспитателя до преподавателя вуза.

       Проведенное нами исследование выявило противоречие между готовностью личности к соблюдению этикета и отсутствием соответствующих знаний, необходимых для этого. Этикет должен иметь практическое применение, являться общепринятым поведенческим критерием. Решить эту задачу способно разумное и вдумчивое воспитание молодежи.
       Современное российское общество нуждается в педагоге, способном к использованию воспитательного потенциала этикета. Но современный педагог, призванный быть источником и действенным проводником культуры поведения, нередко к выполнению этой роли не готов, поскольку, во-первых, недостаточны его знания о сущности и содержании этикета, во-вторых, его собственное поведение нередко не отражает современных требований общества, в-третьих, он не в полной мере владеет методикой обучения детей правилам этикета. Об этом свидетельствуют данные, полученные нами в ходе обследования. Мы провели опросы среди педагогов дошкольного профиля (1108 чел.) и родителей воспитанников дошкольных учреждений (1962 чел.). 92 % респондентов отметили необходимость этикета и обучения детей его правилам. В то же время осмысление этикета как общественного явления, приоритетности его морально-нравственной стороны показали только 11 % работников дошкольных учреждений. Учитывая эти данные, современному преподавателю педагогического учебного заведения необходимо целенаправленно и систематично вести работу по совершенствованию культуры поведения будущих педагогов, проводя ее в русле профессионального требования. Наш выпускник должен быть эталоном поведения сам и владеть методическими основами обучения правилам этикета детей и подростков.
       Для совершенствования культуры поведения у будущих педагогов на основе современных требований общества преподавателю колледжа и вуза самому следует четко представлять структуру и содержание этикета. Его структура состоит из форм, видов и разновидностей, которые объединяют те или иные поведенческие правила, но в практическом действии эти правила выступают в тесной связи.

       По форме, т.е. по совокупности средств выражения уважительного отношения к людям, этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый проявляется в речи преподавателя, в его манере обращения, умении вести беседу, участвовать в споре, высказывать критическое или комплиментарное замечание. Преподавателю всегда сопутствует слово. В.А. Сухомлинский, отмечая огромное значение слова педагога, писал, что «искусство воспитания включает в себя прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу»3. От того, как и что говорит преподаватель студентам, зависит его профессиональный успех. Одним из компонентов профессионализма преподавателя является владение правилами речевого этикета, в котором заложены важнейшие речевые формулы, используемые нами постоянно в тех или иных ситуациях.
       Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых преподаватель демонстрирует студентам уважительное к ним отношение. Как он ведет себя за рабочим столом или за столом в студенческой столовой, как стоит у трибуны во время лекции, как идет по коридору или аудитории, как принимает цветы и поздравления, словом все его поведенческие действия так или иначе характеризуют его как хорошо воспитанную личность, владеющую этикетом, или, наоборот, недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе.

       Поскольку этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах, мы подразделяем его на виды, в которых объединяются правила, характерные для человека, занимающегося тем или иным видом деятельности. На наш взгляд, можно говорить об этикете в каждой конкретной профессии: юриста, врача, учителя, депутата, министра и т.п. Одни поведенческие правила характерны для всех профессий, другие отражают определенный вид профессиональной деятельности.
       Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения преподавателя и студентов, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде студентов, способствующего установлению правильных взаимоотношений как со студенческим сообществом, так и с отдельным студентом.
       Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди студентов. Например, преподаватель высказал студенту комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует студента, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит студента от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность. Так разноцветная и слишком яркая одежда преподавателя может негативно влиять на состояние студенческой аудитории, безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие.

       Все разновидности этикета, сосредоточившие в себе правила, необходимые в той или иной ситуации, а именно - деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, этикет дистантного общения и другие разновидности проявляются в педагогической деятельности. Деловой этикет способствует установлению наиболее благоприятных отношений между педагогами, между педагогами и воспитанниками (учащимися, студентами), между руководителем учебного заведения и его сотрудниками. Знание семейного этикета необходимо не только потому, что у педагога есть семья, и она влияет на его профессиональную деятельность, но и потому, что обучающиеся у него дети, подростки или молодые люди тоже имеют семьи и нередко нуждаются в разумном и тактичном совете. Таким образом, можно увидеть место любой разновидности этикета в профессиональной жизни педагога.

       Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы.
       Этикет имеет огромное значение в жизни общества, отдельной личности, субъекта педагогической деятельности. Это общественное явление, имеющее четкую структуру, зависимое от социально-экономических, политических и культурных условий общественного развития, связанное с политическими, нравственными и эстетическими воззрениями общества.
       Просматривается тесная взаимосвязь этикета, высоко развитого компонента поведенческой культуры, с культурой поведения человека, личности, субъекта деятельности. Для проявления культуры поведения необходимо соблюдение правил этикета. Знание его правил способствует тому, что личность приобретает внутреннюю свободу в выборе тех или иных поступков, действий и слов, и, наряду с другими личностями, становится созидателем общественного поведения.
       Одна из основных задач педагога - воспитание разумного сочетания чувства свободы и необходимости. К сожалению, акцентирование на внешней свободе в ущерб ответственности и гражданским обязанностям приводит, как отмечал Б.Т. Лихачев4, к сдерживанию в людях духовности, пренебрежению дисциплиной, разгулу анархии, демагогии, вседозволенности, нежеланию трудиться, безнаказанности, погоне за наживой, росту преступности в среде подрастающего поколения. Овладевая этикетом, сознательно воспринимая его целесообразность и необходимость, личность идет по пути совершенствования не только своего поведения, но и мировосприятия, развивает нравственное отношение к действительности и людям.
       Такое значение этикета доказывает необходимость его знания и соблюдения внутри социума, особенно людьми, избравшими своим профессиональным делом педагогическую профессию.

Сайт создан в системе uCoz


1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
2. Современные теории цивилизации: Реферативный сборник. – М.: ИВИ, 1995. – С. 123.
3. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – С.33.
4. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995. – С. 12.
Сайт создан в системе uCoz


Главная страница